Методические рекомендации МЛ русского языка и литературы МИОО |
![]() |
![]() |
Подготовка учащихся 11 классов к городской контрольной работе по русскому языку в формате ЕГЭМетодические рекомендации
|
Проверяемые элементы содержания в экзаменационной работе |
Обозначение заданий в работе |
Система методической работы учителя |
Формы организации |
Методическая поддержка УВП |
9. Языковые нормы 9.1 Орфоэпические нормы |
А 2 |
Система работы с орфоэпическими словарями |
Работа с орфоэпическими словариками в учебниках; составление словаря индивидуальных затруднений учащегося; «орфоэпическая пятиминутка» на уроке (диктант, тест, икт - текущий контроль); орфоэпическая игра; орфоэпическая дискуссия, контрольная работа. |
I. Серия «Школьный словарь» издательства «Просвещение»: 1) П.А. Лекант, В.В. Леденева «Школьный орфоэпический словарь». 2) П.А. Лекант, В.В.Леденева «Школьный толковый словарь русского языка». 3) М.Л. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка». 4) В.П.Жукова, А.В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь». 5) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская «Школьный словарь устаревших слов». 6) Л.П. Крысин «Школьный словарь иностранных слов». 7) З.А. Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка». 8) М.Т. Баранов «Школьный словарь образования слов». 9) М. Т. Баранов «Школьный орфографический словарь русского языка». II. Электронные словари: Русский язык. Портал Грамота. ру Культура письменной речи. Портал Грамма. ру Русские словари Мир словарей Этимология
III. Учебники, пособия: 1. Учебник - практикум А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык в старших классах» 2. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык» Учебники для общеобразовательных учреждений. 5,6,7 классы. М.: Мнемозина. 3. Л.И. Скворцов «Экология слова, или поговорим о культуре речи»/ М.: Просвещение,2007.
IV. Электронные учебные пособия: 1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на компакт-диске. М.: Кирилл и Мефодий, 2006. 2. 1С Репетитор. Тесты по орфографии. Контрольно-диагностические тесты по орфографии для средней и старшей школы, абитуриентов и учителей. Авторы: Руденко-Моргун О.И., Щёголева А.Е., Дунаева Л.А., 2006 г., АОЗТ "1С". 3. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Содержит 1000 типовых тестовых заданий ЕГЭ, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ. Компьютерная программа (2007) 4. 1С Репетитор. Тесты по пунктуации. Контрольно-диагностические тесты по пунктуации для средней и старшей школы, абитуриентов и учителей. Авторы: Руденко-Моргун О.И., Щеголева А.Е. М., 2006 г., АОЗТ "1С". 5. Русский язык. 5 класс. Русский язык. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Компьютерная программа (2006)
|
9.2 Лексические нормы |
А 3 |
Система работы с толковыми, этимологическими, фразеологическими, синонимов, антонимов, иностранных слов и др. словарями.
Работа с текстом. |
Работа со словарной статьей; словарная работа с незнакомыми или трудными по значению словами; учебные упражнения на употребление паронимов в речи.
Лексический анализ текста. |
|
9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы) |
А 4 |
Актуализация и систематизация работы с грамматическими (морфологическими) нормами при изучении и повторении частей речи.
|
Введение термина (понятия) «норма»; классификация норм (таблицы, схемы); вычленение в каждой теме компонента «Культура речи» (освоение норм); решение учебных задач по овладению нормами; редактирование. |
|
9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
А 5, А 6, А 28 |
Актуализация и систематизация работы с грамматическими (синтаксическими) нормами при изучении и повторении «Синтаксиса»: на основе смыслового анализа структуры предложения конструировать предложения в соответствии с нормами. |
Введение термина (понятия) «норма»; классификация норм (таблицы, схемы); вычленение в каждой теме компонента «Культура речи» (освоение норм); решение учебных задач по овладению нормами. |
|
6. Орфография. Орфографические нормы 6.5 6.6 6.7 6.8 6.10 6.11 6.13 6.16
|
А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 |
Формирование алгоритма работы по овладению орфографическим правилом как поликомпонентный процесс: 1. Объяснить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова. 2. На основе различения сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков найти орфограмму. 3. Определить морфему, содержащую орфограмму. 4. Назвать часть речи. 5. Определить вид орфограммы. 6. Применить правило. |
Языковой анализ слова (как механизм - все виды разборов); работа с орфографическими словарями и справочниками; орфографическое комментирование текста; решение орфографических задач; самопроверка и взаимопроверка написания слов с орфограммой; диктант. |
|
7. Пунктуация. Пунктуационные нормы. 7.2 7.7 7.8 7.12 7.14 7.15 7.18 |
А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27
|
Анализ структуры предложения: на основе смыслового анализа структуры предложения обосновывать постановку знаков препинания.
|
Выразительное чтение предложения (интонирование); синтаксический анализ предложения; составление схем предложения; пунктуационный комментарий; пунктуационный разбор предложения с объяснением смысловой роли знаков препинания; решение пунктуационных задач; самопроверка и взаимопроверка написания слов с орфограммой; диктант. |
« Пред. | След. » |
---|